Выбирайте нужные Вам товары, и кликайте у этих товаров на кнопку Купить, тогда Вы будете видеть на этом месте:
товары, цены, общую сумму и кнопку оформления заказа.
Настраиваем свой характер звука. Тест акустических систем Prology серии SL.
Настраиваем свой характер звука
Тест акустических систем Prology серии SL.
Эксперименты со связкой компонентных Prology SL-65 CS и процессорного ГУ Prology SL-300 подготовленный экспертами CARMUS.ru
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
На этот раз был запланирован не совсем привычный тест. Дело в том, что Prology позиционирует акустику серии SL не просто для апгрейда штатных систем, работы непосредственно с головными устройствами или усилителями небольшой мощности, но и как идеального компаньона для работы в связке с недавно выпущенным головным устройством Prology SL-300 (даже модельные индексы как бы намекают на это).
А учитывая, что упомянутое ГУ мало того, что процессорное, так ещё и со встроенным 6-канальным усилителем, было решено попробовать акустику именно в связке с ним. В том числе оценить результат при поканальном включении акустики. Получилось своего рода практическое руководство по настройке.
Основной моделью для рассмотрения и экспериментов в этом тесте будет компонентная 6,5-дюймовая Prology SL-65 CS.
Попутно в руках оказались ещё одна компонентная модель с НЧ/СЧ динамиками 5,25 дюйма Prology SL-52 CS, построенная по тем же принципам.
А ещё в серии SL – коаксиалы Prology SL-165 (6,5 дюймов), Prology SL-130 (5,25 дюйма)…
…и овальные Prology SL-692 (6х9 дюймов).
В комплекте к каждой модели идут защитные грили, которые можно установить с сетками или без оных – это уже на вкус и цвет каждый сам себе решит.
Да, и ещё привлёк внимание значок на коробке о 3-летней гарантии. Ок, зачтём уверенность производителя в своей продукции в плюсы.
Коротко о конструктивных особенностях
Исполнение динамиков относительно простое, на штампованных корзинах, но, нужно отдать должное, сборка аккуратная.
Диффузоры – плетёный стекловолоконный композит. Как показали дальнейшие измерения, достаточно удачные – лёгкие, жёсткие, мало подверженные деформациям и при этом не звенящие. Верхние подвесы – резиновые, центральные колпачки – жёсткий пластик.
Катушки у всех моделей, включая овалы SL-692, – 1 дюймовые. Правда, моторы всё же не унифицированы, и различаются размерами применяемых магнитов.
Твитеры в компонентных моделях – с мягкими тканевыми куполами. В описании указан немного непривычный размер 27 мм, но если округлять до привычных номинальных размеров, их можно причислить и к 28-миллиметровым.
Внешний диаметр по фланцу – 44 мм, монтажная глубина – 17 мм.
В комплекте идёт куча монтажной мелочёвки – для врезки, установки на поверхность или в штатные места – на выбор. Последнее порой особо востребовано.
Кроссоверы тоже одинаковы в обеих компонентных моделях. Совсем компактные – размер каждой «коробочки» всего 7,2 х 4 х 2,3 см.
Внутри – два конденсатора и катушка, но все три элемента на самом деле принадлежат высокочастотному звену – это фильтр 3 порядка. А НЧ/СЧ динамики подключаются просто напрямую. При таком раскладе, конечно, можно было бы сделать фильтр просто в разрыв провода к твитерам, ну да ладно, так тоже можно – меньше шансов запутаться неопытному «подключателю».
Коаксиалы построены на базе компонентных динамиков соответствующих размеров, разве что 6х9 можно считать совсем самостоятельной моделью.
Твитеры – тоже тканевые, но компактные, с геометрией типа «сбалансированный купол» (небольшой купол и широкая конусная часть, выполняющая роль верхнего подвеса).
Провода к твитерам идут сразу от клеммных терминалов.
Сам фильтр для твитера представляет собой единственный конденсатор, закрепленный с нижней стороны высокочастотника. Получилось достаточно компактно, снаружи особо ничего лишнего не маячит. Нормально.
Измерение электромеханических параметров
Компонентные модели. Концепция для них прослеживается вполне логичная – лёгкие диффузоры, центрирующие шайбы средней жёсткости, чтобы, с одной стороны, не давать динамикам «разбалтываться», а с другой – сохранить чувствительность на достаточном уровне. В моторах применены кольца Фарадея, которые снизили индуктивную составляющую (импеданс не слишком сильно растёт с повышением частоты) – это обычно хорошо сказывается на взаимодействии усилителя с динамиком и несколько снижает интермодуляционные искажения в области средних и верхних частот.
Измеренные параметры динамиков Prology SL-65 CS:
- Fs (собственная резонансная частота) – 69 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11 л
- Qms (механическая добротность) – 6,65
- Qes (электрическая добротность) – 0,99
- Qts (полная добротность) – 0,86
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,5 дБ
Измеренные параметры динамиков Prology SL-52 CS:
- Fs (собственная резонансная частота) – 89 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 4 л
- Qms (механическая добротность) – 5,13
- Qes (электрическая добротность) – 1,19
- Qts (полная добротность) – 0,98
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,4 дБ
Коаксиальные модели. Раз уж попали в руки, снял и их параметры тоже. Хотя тут без неожиданностей, ибо построены они на базе компонентных моделей. Разве что у 6х9 немного иная концепция – они нацелены на то, чтобы малыми силами получить басовитость (собственно, как раз то, что обычно от таких динамиков и требуется).
Измеренные параметры динамиков Prology SL-165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 72 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10 л
- Qms (механическая добротность) – 6,17
- Qes (электрическая добротность) – 1,09
- Qts (полная добротность) – 0,93
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,5 дБ
Измеренные параметры динамиков Prology SL-130:
- Fs (собственная резонансная частота) – 90 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 4 л
- Qms (механическая добротность) – 5,25
- Qes (электрическая добротность) – 1,23
- Qts (полная добротность) – 0,99
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,1 дБ
Измеренные параметры динамиков Prology SL-692:
- Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 24 л
- Qms (механическая добротность) – 5,39
- Qes (электрическая добротность) – 1,21
- Qts (полная добротность) – 0,99
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 18 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,6 дБ
Чтобы не распылять внимание, дальше сосредоточусь для более детального анализа только на компонентной 6,5-дюймовой модели Prology SL-65 CS. Остальные так или иначе повторяют её с поправками на калибр и конструкцию твитеров.
Анализ работы компонентной модели Prology SL-65 CS
Работа НЧ/СЧ динамиков. Тот самый нечастый случай, когда диффузоры получились не просто хорошо заглушенными и не звенят на самом верху, но и в области 1-2 кГц нет привычных провалов, вызванных механическими напряжениями в их конусной части. В итоге – никаких набегов или отставаний излучения на разных частотах (на ФЧХ нет резких ступенек), ну и, как следствие, АЧХ гладенькая, пусть даже и с лёгким задиром при повышении частоты.
Ну и в самом низу тоже неплохо ведут себя для динамиков с повышенной добротностью. Судя по всему, внутренней геометрией моторов (в частности, добившись неплохой симметрии магнитного потока в зазоре) удалось избежать резкого роста искажений с понижением частоты.
Работа твитеров. Вполне ожидаемый «шёлковый» характер с плавным снижением отдачи на самом верху. Настройками кроссовера можно сделать АЧХ ровнее в этой области, чуть дальше посмотрите, как это можно сделать. Внизу рост искажений плавный, так что некоторая свобода для настройки стыка твитеров с НЧ/СЧ звеном имеется.
Включение Prology SL-65 CS через пассивный кроссовер: что получается объективно и на слух
А вот и то, о чём говорил – пассивный кроссовер из комплекта режет твитер достаточно высоко, тем самым нивелируя неравномерность АЧХ и делая её более корректной. НЧ/СЧ звено при этом работает в полную полосу, и акустически полосы стыкуются где-то в районе 6-7 кГц. Вроде бы высоковато, но НЧ/СЧ дотягивают до этой отметки легко – это и на АЧХ видно, и ушами слышно.
На слух звучание оказалось характерным для чувствительных и отзывчивых динамиков – очень ясная серединка и верха, после любых штатных динамиков гарантировано ощущение «скинутого покрывала».
Общий характер – яркий, верхов многовато при любой ориентации твитеров. Это стопроцентно понравится тем, кто переходит от громкой эстрады на «светлую сторону» SQ, тем более, что эта яркость не сопровождается «эстрадной» звонкостью и жёсткостью на ВЧ, а вполне себе «шёлковая», т. е. характерная для тканевых твитеров.
При этом запас громкости действительно есть, акустика позволяет «наваливать волюмэ» до уровня иной начальной «эстрады». Становится понятной задумка инженеров, которые перестраховались и подрезали твитеры 3 порядком – сохраннее будут, в случае чего.
Но, будем справедливы, такой перекос тонального баланса в сторону верхних частот для многих может оказаться утомительным, несмотря на то, что АЧХ обходится без резких перепадов и горбов. Так что пробуем поканалку.
Связка Prology SL-65 CS с головным устройством Prology SL-300. Поканальное подключение: ищем свой характер звука
Вот тут не просто открывается целое поле для экспериментов, в поканалке систему действительно можно заставить звучать по-разному.
Напомню, особенность Prology SL-300 – встроенный 6-канальный усилитель мощности с повышающим блоком питания. По сути, аппарат не просто мощнее обычных ГУ, а равноценен недорогому внешнему усилителю. Подробно я его тестировал весной этого года.
При поканальном подключении пассивные кроссоверы из комплекта акустики становятся не нужны, динамики и твитеры подключаются к выходам усилителя напрямую.
Твитеры подключаю к выходам каналов 1/2, а НЧ/СЧ динамики – к выходам каналов 3/4. Но перед тем, как добавлять громкость, в приложении для настройки выбираю конфигурацию системы 2-WAY:
Вот теперь громкость можно потихоньку увеличивать. Главное, осторожно убедиться, что твитеры играют только верха, а НЧ/СЧ динамики, собственно, середину и низ. Начинаем экспериментировать с настройками.
Вариант 1. Погромче и поярче. Будем считать это исходным вариантом настройки, по результату почти повторяет включение через пассивный кроссовер из комплекта – получается такое же яркое и задорное звучание. И запас субъективной громкости – тоже неплохой:
- НЧ/СЧ динамики: LPF Fc – любая, LPF Slope – THRU
- Твитеры: HPF Fc – 8000 Гц, HPF Slope – 12 дБ/октава
Вариант 2. Более комфортный для долгого прослушивания. Поскольку у НЧ/СЧ динамиков наверху нет резких горбов, достаточно лишь чуть-чуть подровнять АЧХ, ограничив их сверху фильтром первого порядка. Ну а дальше – на слух «подгоняем» твитеры, меняя частоту их подрезки снизу и крутизну.
При поиске этого варианта ориентировался на самую ровную характеристику у НЧ/СЧ динамиков и субъективно наиболее слитное звучание верхов.
Причём не нужно пугаться, что частоты подрезки полос оказались сильно разнесены, главное – не формальные циферки в программе, а результат на выходе, учитывающий реальные характеристики динамиков:
- НЧ/СЧ динамики: LPF Fc – 3200, LPF Slope – 6 дБ/октава
- Твитеры: HPF Fc – 10000 Гц, HPF Slope – 6 дБ/октава
Вариант 3. Если места под твитеры расположены «неудобно». Если твитеры будут установлены в штатных местах глубоко под плотными штатными сетками, и, возможно, не видны напрямую (как в случае с местами в панели и направлением вверх, на отражение от лобового стекла), то им можно дать лёгкую яркость, снизив частоту среза:
- НЧ/СЧ динамики: LPF Fc – 3200, LPF Slope – 6 дБ/октава
- Твитеры: HPF Fc – 5000 Гц, HPF Slope – 12 дБ/октава
Совет 1.
Разумеется, не нужно считать эти варианты единственно правильными рецептами настройки. Но они определены с учётом характеристик конкретных динамиков, используйте их в качестве отправных точек в зависимости от желаемого характера звука.
Совет 2.
По возможности ставьте твитеры так, чтобы они были видны слушателям под небольшими углами, а не «смотрели в лоб». Получится более естественная подача верхов.
Совет 3.
Если остановитесь на варианте с обычным включением акустики, т. е. через пассивный кроссовер, пробуйте включать твитеры в прямой и обратной полярности и сравнивать результат. В зависимости от конкретных условий инсталла (взаимное расположение по отношению к НЧ/СЧ динамикам, отражения, геометрия посадочных мест, выбранные характеристики фильтров и т. п.) обратная полярность может дать более слитное звучание. Иными словами, стремитесь, чтобы твитеры не звучали отдельно сами по себе.
Ну а в случае с поканалкой не забывайте, что задержками «двигать» можно не только левые динамики относительно правых (чтобы «отлепить» звук от ближних динамиков), но и твитеры относительно НЧ/СЧ динамиков (ведь они подключены к разным каналам усиления). Задача – та же, получить более слитное звучание на ВЧ.
Какие вообще можно построить системы с акустикой Prology SL и головным устройством Prology SL-300?
Конечно, Prology SL – акустика универсальная и самодостаточная, использовать можно где и как угодно. Но связка с головным устройством SL-300 (напомню, имеющим 6 каналов усиления) даёт приличный набор готовых сбалансированных решений.
Вот несколько простых, но рациональных вариантов:
Вариант 1.
Я бы принял его за основной, поскольку он самый, пожалуй, многообещающий в плане звука:
-
Каналы 1/2 – твитеры фронтальной акустики (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 3/4 – НЧ/СЧ динамики фронтальной акустики (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 5/6 – тыловые коаксиалы 6,5 или 5,25 дюймов (Prology SL-165 или SL-130)
-
Каналы 7/8 (RCA) – сабвуферное звено с отдельным усилителем
Вариант 2.
Если нет места под корпусной сабвуфер или не хочется заморачиваться с его установкой и подключением, можно обойтись без саба, но использовать овальные тыловые динамики – за басовитость системы будут отвечать они:
-
Каналы 1/2 – твитеры фронтальной акустики (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 3/4 – НЧ/СЧ динамики фронтальной акустики (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 5/6 – тыловые коаксиалы 6х9 дюймов (Prology SL-692)
-
Каналы 7/8 (RCA) – не используются
Вариант 3.
А если место под саб всё же есть, но сэкономить всё равно хочется, можно вместо тыловых овалов 6х9 использовать сабвуфер Prology серии Poseidon – серия адаптирована к работе с подобными усилителями, SL-300 с этими сабами нормально справляется, они имеют двойные звуковые катушки 4+4 Ом, обмотки подключаются к каналам 5/6:
-
Каналы 1/2 – твитеры фронтальной акустики (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 3/4 – НЧ/СЧ динамики фронтальной акустики (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 5/6 – сабвуфер Prology Poseidon
-
Каналы 7/8 (RCA) – не используются
Вариант 4.
Можно, конечно, собрать совсем простую систему с обычным (не поканальным) подключением фронтальной акустики, но тогда теряется возможность гибко настраивать характер звука. Тем не менее, вариант рабочий, так что приведу на всякий случай и его тоже:
-
Каналы 1/2 – фронтальная акустика (Prology SL-65 CS или SL-52 CS)
-
Каналы 3/4 – тыловые коаксиалы 6,5 или 5,25 дюймов (Prology SL-165 или SL-130)
-
Каналы 5/6 – сабвуфер Prology Poseidon
-
Каналы 7/8 (RCA) – не используются
Итог теста акустики. Какого ожидать результата?
Связка протестированной акустики серии SL с головным устройством Prology SL-300 выглядит многообещающей – компоненты неплохо сочетаются и дают возможность построить за небольшие деньги вполне сбалансированную систему.
Компонентные модели при обычном включении через пассивные кроссоверы звучат ярко, «празднично» – понравятся тем, кто привык к «эстрадному» характеру звука, но переходит на «светлую сторону» SQ. Ну или просто решил построить повседневную систему не на «эстраде», а на более подходящей для этого акустике.
А вот в вариантах с поканальным подключением вы уже не ограничены фиксированными характеристиками пассивного кроссовера, и вольны настроить свой характер звучания. Хотите – всё так же ярко. А можно получить и более «дорогое» звучание, располагающее к более длительному и комфортному прослушиванию. Как это сделать, я этим тестом как раз и постарался выяснить, так что можно использовать его как практическое руководство по выбору состава и настройке системы.
Вернуться на предыдущую страницу